ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[1]А-1605/2021 от 25.10.2021 Бугурусланского районного суда (Оренбургская область)

адм. д. № 2(1)а-1605/2021

УИД 56RS0007-01-2021-002881-47

Решение

Именем Российской Федерации

25 октября 2021 года г. Бугуруслан

Бугурусланский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи М.Н.Макуровой,

при секретаре Е.И.Башкевич,

с участием представителя административного истца старшего помощника Бугурусланского межрайонного прокурора Сумской Натальи Михайловны,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бугурусланского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования, Российской Федерации к администрации муниципального образования «Аксаковский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Бугурусланский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования, Российской Федерации обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Аксаковский сельсовет», указывая на то, Бугурусланской межрайонной прокуратурой проведен мониторинг состояния законности в деятельности администрации муниципального образования «Аксаковский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области на предмет исполнения требований федерального законодательства в области земельных правоотношений.

По результатам мониторинга в деятельности администрации выявлены нарушения законодательства.

Установлено, что администрацией «Аксаковский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области - органом местного самоуправления, предоставляющим муниципальные услуги в границах соответствующего муниципального образования, при наличии в муниципальной собственности земельных участков, до настоящего времени не приняты меры по организации предоставления муниципальных услуг «Принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка и (или) земель» и «Заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка», административные регламенты данных муниципальных услуг не разработаны, в установленном порядке не приняты.

Данный факт подтверждается ответом администрации сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ

Бездействие администрации сельсовета на данном направлении работы не может являться допустимым, поскольку ограничивает права неопределенного круга лиц на возможность получения предусмотренных законодательством муниципальных услуг, создает административные барьеры, что противоречит основополагающим принципам федерального законодательства, и, как следствие, негативным образом отражается на статусе органа местного самоуправления.

Учитывая, что для разработки и принятия муниципального нормативного правового акта в указанной сфере требуется время, представляется возможным предоставить ответчику срок для выполнения указанных действий в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Аксаковский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по организации предоставления муниципальных услуг «Принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка и (или) земель», «Заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка».

Обязать администрацию муниципального образования «Аксаковский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащей организации предоставления муниципальных услуг «Принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка и (или) земель», «Заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка», путем разработки административных регламентов указанных муниципальных услуг.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник Бугурусланского межрайонного прокурора Сумская Н.М. административный иск поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Аксаковский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Суд в соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Заслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Исходя из положений ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В силу пункта 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 2 Закона административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В силу статьи 12 Закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие: общие положения; стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах; формы контроля за исполнением административного регламента; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.

Согласно ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Публичный сервитут может устанавливаться для:

прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

В силу ст. 39.23 ЗК РФ основаниями для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности являются:

размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

проведение изыскательских работ;

ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Согласно ч. 1 ст. 39.24 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать:

кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;

учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка или случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи;

сведения о сторонах соглашения;

цели и основания установления сервитута;

срок действия сервитута;

размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;

обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению;

обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.

Распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 № 2113-р, услуги - установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и установление публичного сервитута включена в перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления.

Как усматривается из материалов дела, Бугурусланской межрайонной прокуратурой проведен мониторинг исполнения требований законодательства в области земельных правоотношений в деятельности администрации муниципального образования «Аксаковский сельсовет».

В ходе мониторинга было установлено, что в муниципальном образовании «Аксаковский сельсовет» имеются в муниципальной собственности земельные участки. Однако администрацией муниципального образования меры по организации предоставления муниципальных услуг «Принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка и (или) земель» и «Заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка» до настоящего времени не приняты, административные регламенты данных муниципальных услуг не разработаны, в установленном порядке не приняты.

Бездействием административного ответчика нарушаются законные права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку ограничивает их право на возможность получения предусмотренных законодательством муниципальных услуг.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме. Срок, который административный истец просит предоставить административному ответчику для устранения выявленных нарушений, суд находит обоснованным и разумным.

Руководствуясь ст. ст. 178–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административный иск Бугурусланского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования, Российской Федерации к администрации муниципального образования «Аксаковский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Аксаковский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по организации предоставления муниципальных услуг «Принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка и (или) земель», «Заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка».

Обязать администрацию муниципального образования «Аксаковский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащей организации предоставления муниципальных услуг «Принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка и (или) земель», «Заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка», путем разработки административных регламентов указанных муниципальных услуг.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Бугурусланский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья М.Н.Макурова

Текст мотивированного решения изготовлен 27 октября 2021 года.